SE усилители на стабилизаторных триодах(6С33С,6С41С). – Усилители – Моё творчество. – Каталог статей – U.L.F. DIY SOUND

image Все остальные детали я расположил с обратной стороны крышки, используя навесной монтаж. Я использовал принцип “от точки к точки”, в этом мне помогли лепестковые бакелитовые панельки. При выборе вариантов компоновки и размещения каскадов я поступился эстетическими принципами в пользу прагматических разместив входной каскад сзади, а выходной спереди (обычно делают наоборот). Такое размещение позволило мне использовать короткие провода от входных разъемов к потенциометру — который размещается рядом с входным каскадом, применив при этом неэкранированную моножилу Kimber. Ручку потенциометра я удлинил штангой так, чтобы регулятор громкости расположить традиционно на лицевой панели усилителя. Блок питания и выходные трансформаторы расположены как можно дальше друг от друга. Все цепи переменного и постоянного токов старался разнести друг от друга, а в случае их пересечения разместить под углом 90 градусов. Накальные цепи сделаны естественно витым проводом.

Заземление

Как известно организация “земли” самая трудоемкая задача при конструировании усилителя звуковой частоты. Пересмотрев немало решений и ознакомившись с опытом многочисленных разработчиков я решил применить метод земляной шины. В качестве шины я использовал медный проводник без изоляции сечением 2мм. Этого вполне достаточно. При диаметере большего сечения возникнут проблемы с пайкой, так как прогреть (без перегрева) такой проводник будет уже сложно. Шина проходит через весь усилитель — от блока питания до входных разъемов, где присоединена к шасси (в одной точке). “Земли” каждого из каскадов собраны преимущественно в мини-звезды и уже потом подсоединены к шине. Таких точек три:

  • 1-ая точка: средняя точка анодной обмотки трансформатора, земляной вывод первого конденсатора фильтра, средняя точка накальной обмотки 6.3V и земля от выходных разъемов для акустики.
  • 2-ая точка: земли выходных каскадов – резисторы утечки сетки и катодные резисторы (вкл. шунтирующие их конденсаторы);
  • 3-ая точка: земли входных каскадов, “земля” регулятора громкости и “земли” входных разъемов.

Также мне хотелось бы поделиться информацией о выборе типов компонентов, но из-за большого объема текста видимо это нужно будет сделать в следующей части (в случае, если кому-то это покажется интересным). image Отдельные благодарности участникам этого сообщества, а именно: за то, что в свое время познакомил меня с ламповым звуком; за то, что показал на примере этого сообщества, что ламповые конструкции можно собирать своими руками и это безумно интересно. Спасибо, ребята! PS: Название для усилителя я позаимствовал у King Crimson — Level Five так назвается одна из вещей на альбоме Power To Believe. UPDATE: Обнаружил опечатку в схеме: R6 должно быть номиналом 14K4. Исправленную схему залил. Есть люди, которые совершенно не видят разницы между плёночной и цифровой фотографией, а есть люди, которые совершенно не слышат разницы между цифровым и аналоговым звуком. Таким людям очень легко жить, другие же постоянно занимаются развитием и совершенствованием, стремясь к совершенству. Сразу хочу отметить, что если вы не слышите разницы в звучании двух различных аудиосистем (или для вас она не является поводом что-то изменить) — смело пролистывайте дальше и ни в коем случае не заходите под кат. Просто потому, что вы всё равно ничего не поймёте. А всем остальным добро пожаловать под кат, где мы рассмотрим простейший способ ухудшить цифровой звук. Итак, поехали! Не буду пересказывать принципы работ радиоламп и объяснять почему они настолько широко применяются не только в дорогостоящем воспроизводящем оборудовании, но в первую очередь активно используются музыкантами и в студиях звукозаписи. Радиолампы любят за то, какие уникальные искажения они вносят в звуковой тракт. Самый простой и доступный способ правильно ухудшить звук — использовать ламповый ПРЕДУСИЛИТЕЛЬ мощности. Он повышает уровень сигнала и добавляет уникальные искажения, которые невозможно получить никаким иным способом. Схема ламповых усилителей достаточно проста и её без труда можно найти в интернете. Самое главное при самостоятельной сборке подобного усилителя — аккуратность и точность. Можно поступить проще и купить готовый двухканальный ламповый усилитель из Китая. Вообще китайцы молодцы, это устройство стоимостью менее 2000 рублей совершенно не стыдно подключать даже к аудиосистеме класса Hi-End. Одна из моих акустических систем конечно попроще, но частично сделана своими руками. Колонки собраны из компонентов автомобильной акустики, в качестве основного усилителя мощности используется популярный в 90х годах транзисторный усилитель Pioneer A504r. А источником звука выступает самый обычный iPhone, подключенный с помощью переходника Lightning – Jack и обычного межблочного кабеля с RCA разъёмами. Как известно, предела совершенству нет, поэтому собранная комплектация постепенно изменяется в погоне за более худшим звуком. В комплекте с ламповым предусилителем идут лампы 6J1 (на фото слева), аналог советских высочастотных пентодов 6Ж1. Звук с ними конечно становится хуже, но недостаточно. Это особенно заметно при прослушивании роковых и джазовых композиций. Для экспериментов я купил на Авито несколько модификаций советских радиоламп: 6Ж3П, 6Ж5П и 6Ж38П. Каждая лампа стоит от 100 до 250 рублей в зависимости от её состояния. Обычно это лампы 70-80х годов выпуска, совершенно новые и неиспользованные. Наибольший эффект ухудшения звука удалось добиться с помощью лучевых тетродов высокой частоты — 6Ж5П. Во время работы лампы разогреваются до 65 градусов, а звук с ними получается интереснее всего. Но это справедливо только для определенных жанров. Например с электронной музыкой комплектные 6J1 звучат лучше (то есть хуже), чем советские радиолампы. В общем, всё дело в личном вкусе и нельзя утверждать, что эти лампы лучше, а другие хуже. Чтобы вызвать баттхерт у тех, кому в детстве на ухо наступил медведь, китайцы добавили два небольших красных светодиода в основании портов с радиолампами. Это исключительно декоративная подсветка, т.к. не все типы ламп имеют собственное видимое свечение по время работы (например, 6Ж5П вообще не светятся, зато греются сильнее других). Зато любой диванный эксперт может заявить, что лампы в этом усилителе стоят просто для красоты 🙂 В качестве источника звука — самый быстрый на сегодняший день и в то время самый недорогой iPhone в версии SE, стоит такой аппарат сейчас менее 20 тысяч рублей. Мне повезло, что у меня аппарат из Гонконга с правильным звуком. Чтобы чуть разнообразить этот звук я приобрёл гениальный ухудшатель звука в виде переходника Lightning – Jack MMX62AM/A. Его цена составляет всего 600 рублей и я уверенно могу сказать, что это лучшая возможность изменить звук любой аудиосистемы с минимумом вложений. Учитывая, что внутри этого переходника находится ЦАП, АЦП и усилитель мощности — вообще удивительно, почему он стоит так дёшево. Китайские радиолампы 6J1 в работе. Раз уж заговорили про всю аудиосистему целиком можно отметить и межблочные кабели. Здесь всё тоже достаточно просто и зависит исключительно от личных предпочтений. Критерий оценки очень прост: нравится или не нравится. В качестве межблочного кабеля между преусилителем и конечным усилителем лично мне больше нравится синий кабель неизвестного производителя с простыми разъемами Belsis. А вот кабель Vention (на фото справа) честно говоря не понравился. Между источником звука и ламповым предусилителем обратная картина. Китайский брендовый кабель Vention стоимостью 350 рублей звучит как минимум не хуже, чем немецкий Schulz Kabel стоимостью 550 рублей. Вообще, можно использовать в качестве проводов даже алюминиевые вешалки, если конкретно вам нравится звучание (с помехами, ггг). А вот если вы действительно не слышите разницы между межблочником за 50 рублей с запредельным уровнем помех и нормальным акустическим кабелем — можно вам только позавидовать, что у вас в жизни такая легкая и простая жизнь. А вот если вы замечаете разницу в звучании при замене тех или иных компонентов (начиная от проводов и заканчивая динамиками), то могу смело рекомендовать подобный ламповый усилитель, как самый доступный способ ухудшить звук с помощью уникальных искажений свойственных только радиолампам. Ну или можете попробовать собрать ламповый предусилитель своими руками, если, конечно, у вас есть на это время. Пойду еще послушаю этот испорченный тёплый ламповый звук и выпью чаю.

Вы любите качественный звук?

View Answers Да, я слышу разницу при изменении компонентов аудиосистемы 92(55.1%) Нет, совершенно не слышу разницы и не могу отличить стерео от моно 21(12.6%) Тыц-тыц-тыц 54(32.3%) 202451 просмотров Понравилась статья? Вы можете поблагодарить её автора: оценить статью звёздочками, и поделиться с друзьями в соцсетях!

Комментарии

21 марта 2015 17:08

Администратор Мира Самоделок24/

Серьезная проведена работа! Все выглядит аккуратно и эстетично! Мощный ламповый звук к сожалению как “выглядит” не знаю, работал только с микросхемами и транзисторными УНЧ.. 21 марта 2015 17:25

Константин24/

Даже сам труд достоин уважения. И умение аналитически оценивать задачи и возможности каждого имеющегося в наличии предмета. Но результат интересен не только умением и дешевизной. Ламповые усилители качественнее передают аналоговый звук. 21 марта 2015 17:36

Виталий24/

Согласен с предыдущим комментарием. Да уж работа серьезная и кропотливая. В ламповом усилителе хорошо бы запастись лампами, а то они от древности своей быстро садятся. Интересно,как долго такой усилитель может работать в непрерывном режиме?

SLV__24/

Лампы 6п3с по справочнику работают 500 часов без ухудшения параметров. По схеме в этом усилке должны стоять 6п3с-е , у которых 2500 часов . Но я других не нашел, к сожалению. 21 марта 2015 19:29

Кora24/

сколько труда,энергии,умения вложено .достойно уважения,восхищения и подражания-если кто сумеет. 21 марта 2015 23:35

Администратор Мира Самоделок24/

Я и не знал, что у ламп такой маленький ресурс…

    SLV__23/

    На практике эти лампы работают годами, даже забываешь , что там они стоят.21 марта 2015 23:42

    Антон24/

    Хоть все объяснено вроде бы доступно, но для не электрика все же довольно все сложно. Автору, конечно, уважуха, но где коммерчески это можно применить? Как получить денежную выгоду от этой вещи?

      22 марта 2015 1:22

      sanych23/

      Хорошая работа!.Долго работал на “почтовых ящиках”.И сколько же выкидывалось на свалку и взять нельзя было!Одно время в перестройку на Старообряческой улице в Москве продавались Эти “отходы” за большие деньги.22 марта 2015 11:37

      liqerr24/

      Серьезная работа . Требует серьезных знаний и подготовки. Вопрос – имеет ли смысл возиться с лампами и сегодняшний мир микросхем и чипов?22 марта 2015 12:58

      SLV__24/

      Поверьте , знаний особых тут не требуется. С лампами проще чем даже с микросхемами. К вопросу о смысле , то он конечно есть , да и микросхемами я вожусь тоже ))))))22 марта 2015 21:31

      Администратор Мира Самоделок24/

      Надо обратить внимание, что работа с лампами, в отличии от микросхем- это работа с большим напряжением, так что начинающим надо быть внимательным и соблюдать технику безопасности.23 марта 2015 0:10

      ragroman23/

      Нашли такой усилитель, только уже из пневматики весь расстреляли, уже похоже не починить. Кстати в них еще вроде как детали из серебра и золота должны быть, может лучше все это выковырять, чем пытаться его модифицировать?23 марта 2015 3:10

      Сергей23/

      Лампы 6п3с одни из самых ходовых. До сих пор найти можно. Более качественные аналоги до недавних пор выпускали венгры. Что касается изделия – у ламповых усилителей, при более качественном воспроизведении звука, был главный недостаток, имеющийся и здесь. Это переменные резисторы. Устранение неизбежных шумов решалось заменой на дискретные, с набором резисторов. Вполне можно и здесь заменить.

        24 марта 2015 16:59

        Sanek24/

        Максимальное напряжение накала это 12 вольт. Поэтому никаких высоких напряжений у усилительных ламп нет. А про качество звучания есть даже определение “ламповый звук”. Японцы до недавних пор выпускали ламповые усилители по цене 10-20 тысяч долларов.

          24 марта 2015 21:09

          Администратор Мира Самоделок24/

          Возможно, у меня лампы ассоциируются со старыми телевизорами 🙂 SLV а Вы КНИ усилителя не замеряли?

            25 марта 2015 8:08

            Администратор Мира Самоделок23/

            Я всегда считал что у ламповых, как у прославленных эталонов звука, КНИ на номинальной мощности после двух нолей начинаются 0,01.. однако..26 марта 2015 14:56

            Денис24/

            SLV не доводилось собирать усилок на tda7294 как они по звуку соотносятся?

              31 марта 2015 7:48

              Администратор Мира Самоделок23/

              Мне ламповый звук доводилось слышать только из старенькой радиолы, под треск дров в печке..22 апреля 2015 20:34

              Арман26/

              Шикарная работа!и тут дело не в деньгах,Антон,тот кто слушал лампочки поймет…кстати КНИ ламповиков и транзюков разные вещи,КНИ ламп не давит на ухо:-)25 июля 2015 0:25

              roman7821/

              А вот мои усилители http://hiend71.ru26 июля 2015 18:18

              Радист22/

              Всем привет! Прочитал статью с удовольствием и порадовался за автора – он проделал большой труд. Самому тоже хочется что-то сделать, но не хватает и запала, и времени. Надеюсь однажды собраться. :)26 июля 2015 18:22

              Администратор Мира Самоделок22/

              Будем надеяться, что Вы поделитесь с нашими читателями своими наработками!3 марта 2016 17:37

              Артур23/

              А как получяется анодное напрежение 375в ? Спасибо13 июля 2016 17:34

              Николай22/

              Ой МААЛАДЕЦ! Читается как художественная литература. Пожалуй Сворень чуть отстаёт (Пардон, не в обиду тов. Свореню, написавшему книжки и про лампы, и про транзисторы). Здесь всё ёмко, конкретно и наглядно. Да, выше вопрос об анодном напряжении – это блок питания сетевой трансформатор повышающий + выпрямитель. Раньше мы все радиолюбители знали это.24 августа 2016 15:14

              максим28/

              конденсаторы БМТ на ток утечки надеюсь проверили ? мне не один аппарат приносили сгоревший именно из за них ,пробой межаскада…28 августа 2016 8:44

              Eshat27/

              Повторил,звучит замечательно,без входного сигнала небольшой фон ,так и должно быть ?22 сентября 2016 17:04

              Ратибор Карамазоф30/

              все отлично и очень знакомо!!! я тоже много собирал ламповиков еще лет тридцать назад для гитар!!! и тогда заметил , что ламповый звук это совсем другое чем хрипящий транзистор! готовлюсь к штурму по сборке ламповика и этот опыт очень кстати полезен! спасибо автору!!!14 октября 2016 21:28

              Эдуард28/

              Душевная статья !!очень много работы ! очень доступно да же для не понимающего ничего электронике!!!27 декабря 2016 20:36

              Валерий28/

              Господа! Почитайте Игнатенко Юрия Васильевича “Ламповый усилитель своими руками” или С.Гонобоблева “Записная книжка-5” по тому же Игнатенко Ю.В. Очень прояснится в головах от Аудиофильских бредней и наверно перестанете элементарные глупости схемотехники и конструирования заменять художественной резьбой по дереву.

                3 января 2017 22:21

                us5mfd25/

                всё хорошо но электролиты нельзя размещать так близко к лампам иначе первый быстро высохнут это не правильно! и еще не мишало-бы сделать отрицательное смещение по упровляющим сеткам! лампам легче будет работать3 января 2017 22:28

                us5mfd25/

                я сам хочу собрать похожий усилок только по две 6п3с в пличё19 февраля 2017 10:31

                александр28/

                Скажите пожалуйста, переменное анодное6 марта 2017 21:20

                митяй23/

                не вопрос молодец автор . но скажите нафига фирменный аппарат было дербанить

                  10 апреля 2018 20:38

                  Владимир26/

                  Целеустремленность автора заслуживает уважения. Для тех кто хочет сделать нормальный ламповый усь,замечу что это не так просто ,как выглядит на схеме. Полупроводниковый на какой -нибудь ТДА слепить проще в разы. Отвечу автору на его замечание по звуку – частотка у ТС-180 не перемотанного плохая со всех сторон. Я это прошел, когда собирал двухтактный усилитель на 6н5с. После перемотки с минимальным секционированием получил ровную характеристику до 35 кгц, а – 3дб на 80 кгц! По низам ровно, без искажения синусоиды от 12 гц. На два трансформатора ушло 3 дня. Еще причина: лампы в схеме включены тетродами, а общей обратной связи нет. Такое решение отлично работает при триодном включении в режиме А, с подобранными в пару лампами. Без ОООС усилитель на тетродах в непонятно каком режиме ламп ( автор не указал) будет на реальных колонках выдавать совершенно непредсказуемые искажения. Еще добавлю – применяйте стеклотекстолит, не ставьте бумажные конденсаторы в цепи сигнала, у них заметные нелинейные искажения. Я не принадлежу к хайэндной братии, но считаю, если за дело берешься, браться надо знаючи, а не тем, что часто пишут на заборах интернета. Желаю автору успехов в доводке усилителя, готов помочь.25 июня 2018 1:01

                  Lorka21/

                  Мое искреннее почтение автору – уважаю людей, у которых руки растут от нужного места, и слова “увлеченность” и “энтузиазм” не являются пустым звуком! Рекомендовал бы как-то разобраться с паутиной проводов монтажа, в которой наводки чувствуют себя весьма вольготно, и усиливаются с большой охотой :-). Вот очень полезная книга, где очень грамотно и доходчиво пишется про правильную разводку: Геннадий Семенович Гендин, “ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫЕ ЛАМПОВЫЕ УСИЛИТЕЛИ ЗВУКОВОЙ ЧАСТОТЫ”. Последуйте советам автора книги, и вы поразитесь, насколько преобразится голос вашего усилителя. Добавятся нотки мудрости и благородства!3 октября 2018 13:11

                  Алех27/

                  Сколько будет стоить такой 2х канальник но по 100вТ на канал, и возьмется ли ктонибудь сделать,и можно ли использовать транс от микроволновки для питания? Я не сильно разбираюсь в малоточке и микросхемах 380 понятней, 4 провода всего…2 ноября 2018 18:14

                  Владимир25/

                  Вообще качественный ламповый усилитель 100вт на канал – дорогая штука (лампы, трансформаторы, питание). Есть такая фирма в Москве George Ohm Audio – у них можно купить набор для сборки усилителя MX88 40вт на канал (корпус,детали, лампы, трансы ) за 1330 баксов. Все можно посмотреть на их сайте. А ещё 22-25 ноября в МТУСИ будет выставка Российский Хай Энд. Альтернатива – автозвук и наборы китайские усилителей класса D.10 ноября 2018 15:54

                  Алексей26/

                  Молодец парнишка. Жаль, что у меня рвение мастерить электронные схемы пропало, только ремонтом занимаюсь и то, если выгодно.21 ноября 2018 14:11

                  Сергей26/

                  Позвольте, почему везде звучит 100 вт? 6П3С -100вт?.Могу согласиться на 40 и то макс.28 ноября 2018 3:43

                  Andry25/

                  Помню собрал я осциллограф на 10 лампах. Эх, надо было усилок запилить, все было и трансы и лампы и проводов навалом. И за одно на попаленных выходниках бы сэкономил.23 октября 2020 15:08

                  Ян28/

                  Какие порой коментарии пытаютсся писать совершенно не сведущие человеки. Хотябы это: Собрать ламповый проще чем на микросхемах. Однако… С н а ч а л а п о п р о б у й т е С О Б Р А Т Ь . С уважением автору. ” Усилителесборщик ” со стажем 40 лет.

                  ТОП авторов нашего сайта

                  • 80 самоделок

                  Вячеслав Панов

                  • 40 самоделок

                  Jurei-678

                  • 33 самоделок

                  Ирина

                  • 25 самоделок

                  Георгий Меньшиков

                  • 18 самоделок

                  BonnFactory Весь Мир Hi-Fi Обзоры товаров>3500Как выбрать. Гид покупателя240Полезные советы236 Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок64“Сделай сам”44Готовые проекты Аудиомании38Пресса об Аудиомании44Видео333Фотогалерея90Интересное о звуке606Новости мира Hi-Fi1524Музыкальные и кинообзоры362

                  Сохранить и прочитать потом —

                  Не раз мне приходилось слышать вопрос о том, какой тип лампового усилителя лучше, и в чём заключаются особенности звучания однотакта и двухтакта? Вопрос этот настолько технического плана, насколько и философского. Ибо рассуждение только с одной позиции кажется заранее обречённым на провал. Потому что никакие технические подробности не разрешат проблему индивидуальных особенностей восприятия каждого человека.

                  На просторах рунета полно противоположных суждений о том, что же всё-таки лучше: single-ended или push-pull? Сторонники двух враждующих лагерей ударяются в самые невозможные крайности со всеми вытекающими последствиями. Значительно меньше адекватных статей и обзоров о разной специфике этих двух типов. А схемотехнических решений примерно поровну.

                  Мне хотелось бы описать основные особенности звучания этих двух типов. Без предвзятых мнений. Рассказать, какую музыку предпочтительнее слушать на том или ином типе.

                  Исторически изначально появились однотактные схемы, которые применялись в ламповых радиоприёмниках, радиостанциях и телевизорах. Среди их очевидных преимуществ можно выделить:

                  максимально короткий тракт, абсолютный класс «А» одна лампа в выходном каскаде, не требуется подбор ламп в плече значительная вторая гармоника даёт певучий звук естественное соотношение между чётными и нечётными гармониками

                  С развитием медиа-индустрии людям понадобилась мощная аппаратура для озвучивания больших залов и кинотеатров. Однотактная схемотехника не справлялась с такими запросами. Количество ламп и их размеры увеличивались, а КПД оставался сравнительно низким. Да и сложности с изготовлением выходных трансформаторов для таких схем никто не отменял. Плюс ещё и тепла выделяли такие агрегаты — будь здоров. Наверное, батареи в аппаратных киномехаников точно не требовались. Как и в комнатах современных рядовых майнеров (за исключением зимнего периода в России).

                  Так вот, потом схемотехники взяли и придумали два плеча усиления. Когда звуковой сигнал расщепляется на две полуволны, усиливается по отдельности, и затем вновь собирается воедино выходным трансформатором. Такой вариант сразу дал несколько преимуществ:

                  двукратное возрастание мощности общее снижение фона и помех, поскольку лампы в плече взаимно их вычитают меньшие требования к качеству выходных трансформаторов способность работать с акустическими системами с более высоким импедансом (сопротивлением)

                  Отрицательные моменты:

                  необходимость подбирать парные лампы и балансировать режим работы нарушение естественного соотношения между чётными и нечётными гармониками (что существенно обедняет звук) более затратная конструкция, т.к. ламп в схеме больше в два раза

                  Мне довелось собрать три двухтактных, и один однотактный УМЗЧ. Если выразиться точнее: двухтактный моно-усилитель для электрогитары с фиксированным смещением на выходных лампах 6п14п, двухтактный стереоусилитель с автосмещением на лампах 6п14п и двухтактный стереоусилитель с фиксированным смещением на выходных лампах 6п3с. Однотактная схема сделана на буржуйских лампах 6SL7 (Tungsol) и KT88 (Electro-harmonics).

                  Потребность в хорошем ламповом звуке для электрогитары, собственно, и побудила меня к «лампостроительству». Потом захотелось собрать усилок для стереокомплекса, сделать ламповый преамп, купить виниловый проигрыватель и задуматься о необходимости фонокорректора. Читая модные аудио-журналы, твёрдо решил поменять совдеповскую акустику «S-90» на двуполосные полочники от омской компании «Acoustic Lab» на динамиках Ciare. Обзавёлся дешёвеньким CD-проигрывателем «Iceberg», который играет на порядок выше звуковой карты «SB Audigy Player» и компьютерного DVD-привода. Ну а спаянный под конец школьных лет усилитель на микросхемах TDA7294 озвучивал фонограммы в моей комнате аж с 2003 года.

                  Второй ламповый двухтакт на 6п14п предназначался уже для прослушивания аудио. Звук вкатил сразу своим «объёмом, тёплом и атмосферой». Да, как бы это не казалось смешным после многочисленных словесных излияний в пользу лампы. Но так оно и было на самом деле. После TDA7294 и отечественных усилителей типа «Амфитона», «Радиотехники» и «Одиссея». Совсем иной характер звука, потрясающая динамика и передача высоких частот. «Dark side of the moon» и Stanley Clark открыли мне во всех подробностях прелести лампового звучания. Сопровождалось это стойким ощущением вынутых из ушей парой бируши. Тарелочки, панорама, поющая середина — очевидные отличительные черты лампового звука от транзисторного. И это сразу бросается в глаза (если не сказать – в уши). С момента вступления группы во вступлении пинк-флойдовской «Breathe».

                  В 2012 году у меня заказали сборку двухтакта 6п3с. Выходные трансформаторы на этот раз пришлось намотать самому на самодельном приспособлении. На омской оптовке купил какие-то трансы, размотал их и намотал новые по грамотным расчётам одного омского инженера. Количество витков, провод и железо рассчитывались по формулам конкретно под двухтактник на 6п3с.

                  Звучал этот аппарат намного взрослее, мощнее и объёмнее предыдущего. Всё-таки размеры баллонов имеют немаловажное значение. Это и понятно, потому что по мощности 6п3с в двухтакте выдаёт примерно 24 Вт, а 6п14п — 14 Вт. Для маленькой комнаты 3.5/3 метра — более чем достаточно. 6п3с может запросто озвучить зал среднестатистической городской квартиры. Впрочем, для комфортного прослушивания музыки вполне достаточно мощности и в 10 Вт, но существует ещё такое понятие, как запас мощности по динамическому диапазону. То есть, если усилитель играет даже на маленькой громкости, то сразу становится понятно, что «под капотом» у него спрятаны большие мускулы. А с запасом в 10 Вт есть вероятность появления неприятных искажений на крайних положениях ручки громкости. Однако, это касается скорее транзисторных, нежели ламповых усилков.

                  Как ни странно, самый простой схемотехнически усилитель — однотакт KT88 — стал последним собранным мною аппаратом. В инете была найдена схема с автосмещением и пентодным режимом работы выходного каскада. В драйвере стояла лампа 6SL7 фирмы Tungsol. Лампы для двух каналов и плёночные конденсаторы «Solen Fast Cup» заказывались из США на сайте Tubedepot. Пришло всё примерно за месяц. Лампы бережно запакованы, всё в целости и сохранности. Выходные трансформаторы изготавливал сам на железе от промышленных ОСМ-0.25 по расчётам своего приятеля инженера. В питании использовал уже проверенные ТА-201 и ТН-36, диодную сборку KBU и фильтрующие дроссели.

                  Все четыре ламповых агрегата делались на диодной сборке в питании. С кенотронами так почему то и не связался. Питание подавалось через стандартную схему раздельного включения накала и анодного напряжения.

                  Первые впечатления от прослушивания однотакта — звуковая картина намного более детально прорисовывается по средним и высоким частотам. Струнные и духовые инструменты, распределение источников звука по панораме, артикуляция и объёмы – просто потрясающие. Можно услышать все детали звукоизвлечения у гитары и контрабаса. Скольжение пальцев по струнам слышно так, будто исполнитель сидит в метре от тебя. Этот аппарат как бы «допевает» музыкальный материал и привносит в окончательную аранжировку свой неповторимый почерк. Двухтакт же даёт больше панча и звукового давления по низам. Чего, как мне показалось, немного не хватает у однотакта. Но это можно исправить каким-нибудь предварительным усилителем после CD-проигрывателя.

                  Однотакты прекрасно воспроизводят звучание как симфонического оркестра, так и малые формы в виде камерной музыки и джаза. Словом, где требуется детальная прорисовка музыкальной картины и передача пространственного расположения источников звука — там своё назначение однотакты выполняют на все 100%. Если же вы любитель рока и ритм-н-блюза, где нужен «панч» и звуковое давление — тогда смело выбирайте двухтактный вариант. За исключением тяжёлых стилей музыки: металла, трэша и разных «core». Для этих направлений подходят только транзисторные усилители. Поскольку объём и воздух, формируемые ламповой техникой, — абсолютно не нужны в стилях с «чёсовой» электрогитарой. Да и потом такого пространства в аранжировке тяжёлых направлений почти нет, а идёт сплошная стена звука (за редкими исключениями, конечно же).

                  Ну а для симфонической музыки, джаза, фьюжна и авторской песни — наилучшим решением станет однотакт.

                  http://leomus.ru- гитарная музыка и описание ламповых усилителей

                  Музыкальный материал

                  Pink Floyd – Dark Side Of The Moon / CD, Stereo

                  The Stanley Clarke Band 2010 / CD, Stereo

                  Sting – Symphonicities / CD, Stereo

                  Joe Satriani – Not Of This Earth / CD, Stereo

                  Beatles – White Album / CD, Stereo

                  Robert Plant – Band Of Joy / CD, Stereo

                  David Gilmour / CD, Stereo

                  Подготовлено по материалам портала “Stereo & Video”, май 2018 г. www.stereo.ru

                  Эту статью прочитали 5 835 раз Почитать еще:

                  • 29 ноября 2017POWERGRIP: меньше, но не хуже

                  • 6 августаЯпонские ученые создали «звуковой пинцет»

                  • 6 июля 2018Тест акустической системы Tannoy Kensington GR

                  Добрый день, уважаемые читатели. Как и обещал, продолжаю свои эксперименты с применение гептода-преобразователя в усилителе НЧ . Сегодня я хочу предложить Вам ещё один вариант усилителя с данной радиолампой. Из всех ранее сконструированных мной однотактных усилителей, данный вариант по звучанию мне понравился больше всего. Схема электрическая принципиальная представлена на рисунке ниже.

                  Сигнал с выхода Вашего аудиоустройства, через разделительные конденсаторы С1, С2 и антипаразитный резистор R1 поступает на вход предварительного усилителя (Ножку 4 лампы Ла2), выполненного по каскодной схеме на радиолампах Ла1, Ла2. Подробно работа данного предварительного усилителя описана в статье «Акробатика ламповых каскадов» во 2 номере журнала Class A за 1997 год [1].

                  Основу предварительного усилителя играет верхняя (по схеме) радиолампа Ла1, включенная с общей сеткой (ОС). Благодаря такому включению лампы нейтрализуется проходная ёмкость анод-катод, что благоприятно сказывается на широкополосности каскада, без ухудшения усилительных свойств.

                  В качестве Ла1 использован гептод-преобразователь 6А7 в типовом режиме [2]. Его режим по постоянному току на 2 и 4 сетке (вывод 4) задается резистором R11 и конденсатором С4, а смещение на первой сетке задается делителем R6, R7. Резисторы R8, R10 – антипаразитные. Конденсатор С3 – блокировочный.

                  Нижняя (по схеме) лампа Ла2 включена с общим катодом (ОК) и не имеет высокого коэффициента усиления. Её основное назначение – это согласование выхода аудиоустройства и усилителя, а так же управление каскадом ОС.

                  В качестве Ла2 использован пентод высокой частоты с короткой характеристикой 6Ж8 в пентодном включении [3]. Его режим по постоянному току на 2 сетке (вывод 6) задается резистором R4 и конденсатором С8. Резистор R3 так же антипаразитный. Смещение данной лампы – автоматическое. Оно задается резистором R5.

                  С выхода предварительного усилителя (ножки 3 лампы Ла1) усиленный сигнал поступает на вход усилителя мощности, выполненного на «строчном» лучевом тетроде 6П36С (Ла3) [4]. Нагрузкой усилителя мощности служит трансформатор Tr1 с подключённой ко вторичной обмотке акустической системой.

                  Однотактный выходной каскад выполнен по схеме с фиксированным смещением. Отрицательное напряжение смещения подается на первую сетку лампы Ла3 (вывод 1,2) с выхода удвоителя напряжения через делитель R12, R13. Конденсатор С9 осуществляет дополнительную фильтрацию отрицательного напряжения смещения.

                  Резистор R16 и конденсатор С10 – корректирующий фильтр.

                  В качестве источника питания использован ранее описанный мной в статье «История одного усилителя» источник питания. Стоит только сказать пару слов о трансформаторе Tr2. В качестве данного трансформатора подойдет любой трансформатор с напряжением вторичной обмотки II равной 220-250 Вольт и током не менее 200-250 мА, напряжением вторичной обмотки III равной 6.3-6.8 Вольт и током не менее 3-3.5 А, напряжением вторичной обмотки IV 17-20 Вольт, током 50-100 мА.

                  Для подачи отрицательного смещения на сетку выходной лампы использован удвоитель напряжения, реализованный на диодах VD3, VD4 и конденсаторах С11, С12.

                  Все остальные использованные детали указаны на схеме.

                  Настройка усилителя очень проста. Нужно резистором R7 выставить равные напряжения на участках АВ и ВС в предварительном усилителе, далее резистором R13 выставить ток анода выходной лампы Ла3 равный 40 мА. После этого нужно заземлить один из концов выходного трансформатора Tr1. Заземляемый конец выбирается экспериментально — так, что бы со второго конца в катод первой лампы образовывалась ООС. На этом настройку можно считать законченной.

                  В качестве рекомендации можно посоветовать увеличить ёмкость конденсаторов С11, С12 до 33-47 мкФ, а ёмкость конденсатора С9 до 100 мкФ для более лучшей фильтрации отрицательного напряжения смещения.

                  На фото далее представлено АЧХ данного усилителя при номинальной выходной мощности (3 Вт).

                  По фото видно, что полоса усилителя по уровню -3 дБ составляет от 50 Гц до 20 кГц. Неравномерность АЧХ в основном обусловлена характеристикой гептода-преобразователя, выходного «строчного» лучевого тетрода без общей отрицательной обратной связи, а так же качеством используемого выходного рансформатора.

                  На фото ниже представлен спектр сигнала на выходе усилителя при выходной мощности равной 3 Вт.

                  По спектру видно, что уровень самой высокой гармоники 3-ей подавлен на -26 дБ относительно основного тона (1-ой гармоники). 2-ая же гармоника подавлена на -35.6 дБ относительно основного тона. Уровень гармоник следует считать именно относительно 1-ой гармоники, а не 0 дБ т.к. при измерениях просто напросто произошло смещение спектра по вертикальной оси.

                  На фото далее представлен спектр сигнала на выходе усилителя при выходной мощности равной 1.5 Вт.

                  По спектру видно, что уровень самой высокой гармоники 2-ой подавлен на -40.2 дБ относительно основного тона, а уровень 3-ей гармоники подавлен на -43.4 дБ.

                  Подводя итог можно сказать, что данный усилитель, при всей своей простоте имеет относительно неплохие параметры для экспериментальной конструкции.

                  В подборке фото ниже представлен внешний вид собранного макета усилителя без выходного трансформатора Tr1 и блока питания (трансформатора Tr2, цепей питания анодов и накалов радиоламп).

                  На этом на сегодня все. С уважением Андрей Савченко, Ринат Ермолин.

                  Список использованной литературы

                  1. Акробатика ламповых каскадов, Class A, номер 2, 1997 год.

                  2. Параметры 6А7

                  3. Параметры 6Ж8

                  4.Параметры 6П36С

                  Обновление от 10.04.2020:

                  Во-первых, на входе усилителя смеситель каналов — неоднозначное решение. С одной стороны, если у Вас есть настоящие двухканальные записи, то каналы в записи, действительно, разделяются по дорожкам достаточно часто, и дорожки отличаются при этом между собой. В итоге при использовании усилителя моно теряется часть композиции. И подобное решение может быть оправдано. С другой стороны, если используется современный источник сигнала, например, звуковая карта ПК, то смешение каналов можно выполнить программно (хотя такое решение иногда приводит к отсутствию сигнала на выходе, если дорожки были записаны в противофазе).

                  Во-вторых, параметры усилителя можно несколько улучшить если с выхода усилителя в катод первой лампы завести ООС небольшой глубины, 4-6 дБ. Для этого необходимо из схемы исключить конденсаторы С6, С7. Примерное сопротивление резистора ООС равно 47-51 кОм. Более точно его величина определяется при настройке. При этом второй конец вторичной обмотки трансформатора соединяется с общим проводом.

                  Оцените статью
                  Рейтинг автора
                  4,8
                  Материал подготовил
                  Максим Коновалов
                  Наш эксперт
                  Написано статей
                  127
                  А как считаете Вы?
                  Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
                  ли со статьей или есть что добавить?
                  Добавить комментарий